Зарядное устройство для современного кемпера
Тяговые аккумуляторы – это источник энергии в кемпере или доме на колесах. Емкости правильно подобранных батарей хватает на несколько дней работы, после чего аккумуляторы приходится подзаряжать, подключая автомобиль к сети переменного тока. Во время многодневной поездки это привязывает путешественников к организованным электрифицированным стоянкам и ограничивает в выборе маршрутов. Очевидное решение – использовать для заряда дополнительных аккумуляторов генератор автомобиля, подключаемый к тяговой батарее через реле зарядки или зарядное устройство постоянного тока.
15 лет назад, когда появились устройства развязки аккумуляторов, большинство автомобилей оснащались генераторами с фиксированным напряжением или моделями с температурной компенсацией. Такие генераторы выдавали 14 вольт на холодном двигателе и снижали напряжении заряда до 13.2 вольт, после того как температура поднималась до рабочей.
Генераторы переменного напряжения
Новое поколение автомобильных генераторов появилось из-за ужесточения требований по выбросам СО2 и распространением стандартов Euro 5 и Euro 6. Электрическая система автомобиля стала сложнее, простого регулятора напряжения оказалось недостаточно и функции управления перешли к электронному блоку, включенному в общую сеть автомобиля.
Одна из задач этой системы — использовать бесполезно расходуемую во время торможения кинетическую энергию автомобиля, быстро преобразуя ее в электрическую и сохраняя в аккумуляторной батарее. Запасенная таким образом «бесплатная» энергия затем используется во время разгона и движения, уменьшая нагрузку на двигатель и снижая расход топлива и выбросы CO2.Чтобы система работала, 20% емкости стартового аккумулятора резервируется для хранения преобразованной кинетической энергии, а оставшиеся 80% используются для запуска двигателя. Во время торможения напряжение на генераторе поднимается до 15 вольт, и он быстро дозаряжает аккумулятор. После этого напряжение опускается до 12.4 вольт, потребители используют запасенную в аккумуляторе «бесплатную» энергию, и освобождают емкость для очередного этапа торможения.
Правильная система зарядки
Генератор с переменным напряжение сокращает выбросы автомобиля в атмосферу, но делает бесполезными системы зарядки, в которых используются реле. Поскольку большинство зарядных реле имеют задержку перед активацией, то они просто не успевают срабатывать пока напряжение держится на высоком уровне. Но даже если реле замыкается, большие колебания напряжения не дают аккумуляторам заряжаться. Во время разгона, напряжение на генераторе слишком низкое, а в момент торможения чересчур высокое и способно повредить большинство аккумуляторов.
Не лучше обстоят дела при использовании зарядных изоляторов или других устройств развязки. Сильно разряженные тяговые аккумуляторы при высоком зарядном напряжении (во время торможения) потребляют высокий ток, который разрушителен для батарей, а когда напряжения на генераторе опускается до 12.2 – 12.4 вольт аккумуляторы не заряжаются.
Решает проблему зарядное устройство постоянного тока, которое устанавливается между стартовым и тяговым аккумуляторами. Устройство увеличивает низкое и уменьшает высокое напряжение заряда, не пропускает всплески тока выше заданного значения к аккумуляторам и благодаря этому поддерживает стабильный режим зарядки для аккумуляторных батарей разного типа.
Такие зарядные устройства работают не только в автомобилях с умными генераторами, но и в 5-10 раз сокращают время заряда в системах с традиционным генератором и VSR реле.
Как определить тип генератора
Как правило европейские автомобили, выпущенные после 2011 года оснащаются генераторами с переменным напряжением, которые контролируются электронным блоком управления. Самый простой способ убедится в этом – проехать на автомобиле с вольтметром, подключенным к стартовой батарее или вставленным в гнездо прикуривателя.
Постарайтесь двигаться в разных режимах, если напряжение достигает 14,3-14,6 вольт и через 2-3 минуты уменьшается до 12 вольт, у вас установлен интеллектуальный генератор.
Проведите дополнительные измерения напряжения:
- На холодном двигателе и при рабочей температуре
- Во время разгона и торможения
- При разной электрической нагрузке – с включенным и выключенным освещением и кондиционером, с полностью выключенным электрооборудованием