48 вольтовая электросистема

12 Вольтовые электросистемы занимают доминирующее положение на транспортных средствах в течении последних 70 лет. Системы с напряжением 48 Вольт тоже существуют достаточно давно, но до последнего времени в основном использовались на автомобилях специального назначения для питания мощных насосов и приводов. Однако постепенно 48-вольтовые системы распространяются все шире и вытесняют 12-вольтовые с занимаемых позиций

48 Вольт – это новые 12 Вольт

В середине 2000-х годов регулирующие органы многих стран ужесточили требования к выбросу выхлопных газов и расходу топлива автомобилей. Это заставило автопроизводителей искать пути снижения прямых нагрузок на двигатели, что в результате привело к электрификации систем, потреблявших наибольшую мощность – гидроусилителя руля, кондиционера и насосов охлаждающей жидкости.

Комбинированная электросистема 48-12 вольт
Два способа организации комбинированной электросистемы 48-12 Вольт. Слева — единственный DC-DC конвертер преобразует 48 Вольт в 12 Вольт. Затем напряжение 12 Вольт распределяется потребителям. Справа — напряжение 48 Вольт распределяется до потребителей. В местах установки 12-вольтовых устройств устанавливаются конвертеры 48-12 небольшой мощности

Затем появились мягкие гибриды – автомобили, в которых вместо стандартного, используется реверсивный стартер-генератор. Стартер-генератор, обеспечивает дополнительный крутящий момент при ускорении, а во время торможения преобразует энергию движения автомобиля в электрическую и сохраняет ее в аккумуляторной батарее. Чем выше напряжение генератора, тем больше энергии можно запасти. Но поскольку максимальным безопасным напряжением является 60 Вольт, то в качестве напряжения генератора в мягких гибридах было выбрано 48 Вольт (14,4 х 4 = 57,6 Вольт)

Позднее напряжение 48 Вольт стали использовать для уменьшения токов, текущих в цепях электрических нагнетателей, систем активной подвески и другого энергоемкого оборудования в легковых и коммерческих автомобилях. Ожидается, что список таких устройств будет только расти и со временем 48 Вольтовая электросистема полностью вытеснит 12 Вольтовую

Преимущества напряжения 48 Вольт

Электросистема, использующая высокое напряжение, обладает многочисленными преимуществами.  Главное из которых – способность передавать большую мощность по тонким, легким и недорогим проводам. Но есть и обратная сторона. При напряжении более 60 Вольт значительно ужесточаются требования к безопасности, из-за которых высоковольтная система становится сложнее и дороже.

Потери в 48 и12-вольтовых электросистемах
Потери мощности в 48 и 12-вольтовых цепях. Сечение провода в 48-вольтовой цепи 6 мм, в 12-вольтовой 35 мм

К 48-вольтовой электросистеме эти требования не относятся, реализовать ее существенно проще, но при этом она сохраняет достоинства высоковольтной системы. При равной мощности ток, в 48-вольтовой системе в четыре раза меньше, чем в 12-вольтовой

Рассмотрим пример. Устройство мощностью 950 Вт подключено к 12-вольтовой цепи и находится на расстоянии 4 метра от источника питания. При напряжении 12 Вольт ток в цепи равен 79 Ампер.  Для того, чтобы при таком токе потери напряжения не превышали 3%, необходимо использовать провод сечением 35 мм (потери 2,76 %). Вес этого провода, с учетом отрицательного участка цепи, составит примерно 2,5 кг.

Если же устройство той же мощности работает в 48-вольтовой электросистеме, то потребляемый им ток составляет всего 19,8 Ампер. Поэтому вместо провода сечением 35 мм можно использовать провод сечением 6 мм, который при той же длине весит всего 0,4 кг.  Таким образом разница в весе только в одной цепи составит 2,1 кг или 84 %

Перевод системы на повышенное напряжение не только экономит вес, но и позволяет значительно снизить резистивные потери, от которых напрямую зависит время работы автономной установки. Продолжая предыдущий пример, легко посчитать, что при переходе с 12 на 48 Вольт резистивные потери уменьшаются с 26,2 до 9,6 Вт, то есть сокращаются почти в 3 раза

Сервисная электросистема 48 Вольт

Несмотря на очевидные преимущества 48-вольтовой системы, в течение ближайших 10 — 15 лет напряжение 12 Вольт сохраниться в большинстве автомобилей. Многие существующие 12-вольтовые компоненты и подсистемы хорошо работают и полный отказ от них ради немедленной модернизации оказывается слишком дорогостоящим.

Производители осветительных приборов, насосов, холодильников, обогревателей и другого оборудования, используемого в сервисной электросистеме транспортного средства, также в ближайшие годы сохранят выпуск 12-вольтовых версий своих устройств. Поэтому сервисная, как и основная электросистема, будет состоять из двух частей — 12 и 48 Вольтовой. В 48-вольтовую войдут аккумуляторная батарея и мощные потребители, такие как инвертор, а в 12-вольтовой останутся устройства, у которых пока нет 48-вольтовых аналогов.

DC-DC зарядные устройства для зарядки 48-вольтового аккумулятора от 12-вольтового генератора


Модель/

Характеристики

Входное напряжение, VDC

Выходное напряжение, VDC

Входной ток, А

Выходной ток, А

Тип аккумуляторов

Собственное потребление, мА

Разъем для подключения АКБ

Обмен данными

Размеры, мм

Вес, кг

Класс защиты

DX24-100

25,6-32

48

100

50

AGM/GEl/LFP

<1


Шпильки М8

CAN/RS485

305 х 215 х 113

5

IP65

DX14-120

9-16

48

120

30

AGM/GEl/LFP

<1

Quick Connector

CAN/RS485

278 х 276 х 82

3

IP67

DX24-120

24-32

48

120

60

AGM/GEl/LFP

<1

Quick Connector

CAN/RS485

278 х 276 х 82

4

IP67

Реализовать комбинированную электросистему можно несколькими способами. В распределенной системе питания напряжение 48 Вольт от аккумуляторной батареи поступает на вход DC-DC конвертеров, преобразующих его в 12 Вольт. Конвертеры располагаются рядом с точками концентрации нагрузки, поэтому протяженность 12-вольтовых проводов, а значит их сечение и стоимость, равно как и потери, оказываются минимальными.

Для питания критически важных нагрузок два или несколько конвертеров могут работать параллельно. В этом случае система продолжит бесперебойно работать, даже тогда, когда один из них выйдет из строя.

Схема сервисной электросистемы 48 Вольт на транспортном средстве
Сервисная электросистема. 1) LiFePO4 аккумулятор напряжением 48 Вольт. 2) DC-DC зарядное устройство 12-48 для зарядки аккумуляторной батареи от генератора двигателя. 3) комбинированный с зарядным устройством инвертор 48-220 для зарядки аккумулятора от береговой сети и получения переменного напряжения в автономном режиме. Дополнительно может быть установлен солнечный MPPT контроллер с выходным напряжением 48 Вольт. Состояние электросистемы контролируется с помощью монитора или через мобильное приложение

Возможен и другой вариант построения электросистемы. Один из основных источников зарядки сервисных аккумуляторов на транспортном средстве – это генератор двигателя. Для зарядки 48-вольтовой батареи от 12-вольтового генератора необходимо DC-DC зарядное устройство, повышающее напряжение генератора до 48 Вольт. Оно может быть двухсторонним.

Это значит, что во время работы двигателя устройство передает вырабатываемое генератором напряжение 12-вольтовой нагрузке, а после того, как двигатель заглушен, становится понижающим 48-12 DC-DC конвертором и питает 12-вольтовое оборудование от 48-вольтовой аккумуляторной батареи.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha