Автомобильный холодильник для автодома

Бесшумные термоэлектрические холодильники – самые распространённые среди автомобильных моделей. Однако их редко используют в автодомах. Небольшой объем и высокое энергопотребление делают холодильники на элементах Петелье непригодными для длительных путешествий. Владельцы домов на колесах и кемперов предпочитают компрессорные или абсорбционные устройства.

Как работают автомобильные холодильники

Оба типа холодильников имеют схожий принцип работы. Хладагент, кипящий при -18 ° C, во время кипения забирает из окружающего пространства тепло и охлаждает холодильную камеру. Компрессорный и газовый холодильники различаются по тому, как хладагент превращается из газа в жидкость и обратно.

В абсорбционных моделях состояния хладагента изменяют с помощью тепла, источником которого служит сжиженный газ или электрический нагревательный элемент. В компрессорных газообразный хладагент сжимают компрессором, приводимым в действие электродвигателем.

Компрессорный автомобильный холодильник

Автомобильные холодильники с компрессором работают от сети переменного тока 220 В или от 12/24 вольтовой аккумуляторной батареи.

При работе от аккумулятора модель с ходильной камерой объемом 50-литров за день потребляет 20-25 Ач электрической энергии. Во время путешествия аккумуляторную батарею автодома заряжают от автомобильного генератора, а в качестве дополнительного источника энергии используют солнечные панели. Если емкость аккумуляторной батареи и мощность устройств зарядки подобраны правильно, то компрессорный холодильник работает от аккумуляторов неограниченно долго.Компрессорный холодильник для автодома с выносным двигателем

Автомобильный холодильник с компрессором лучше газового подходит для путешествий в теплом климате. Он стабильно поддерживает выбранный температурный режим, не зависит от температуры окружающего воздуха и лучше охлаждает продукты. У абсорбирующих холодильников во время жары температура может колебаться.

Для поездки в автодоме на море лучше подойдет автомобильный холодильник с компрессором

Компрессорные холодильники работают тихо, их просто устанавливать, дополнительная вентиляция им не нужна. Модели с выносным компрессором, позволяют разместить электродвигатель в стороне и установить холодильник в нужном месте.

Газовый автомобильный холодильник

В абсорбирующем холодильнике нагревательный элемент кипятит раствор, превращает его в газ и заставляет протекать через теплообменники. Котел нагревают газовой горелкой, от сети переменного тока или от 12-вольтового аккумулятора.

Схема установки газового автомобильного холодильника
Схема установки газового автомобильного холодильника. Для этого типа холодильников необходима специальная система вентиляции. Выхлопные газы не должны попадать в жилую зону, а воздух для горения не должен поступать из кабины

Все используемые источники тепла работают намного тише, чем двигатель компрессора в обычном холодильнике, поэтому абсорбционный холодильник практически не шумит. Единственное, что можно услышать во время его работы – это щелчки воспламенителя, периодически запускающего газовый нагревательный элемент. Для увеличения воздушного потока в некоторых моделях устанавливают вентиляторы с термостатическим переключением, но они также работают очень тихо.

По сравнению с компрессорным энергопотребление абсорбционного холодильника гораздо выше. Подключать его к аккумулятору рекомендуется только через реле контроля напряжения и на автомобилях с достаточно мощным генератором. Но бесшумная работа абсорбционных моделей и возможность использовать газ делают их привлекательными для владельцев автодомов.

Чтобы не отключать автомобильный холодильник на стоянке, аккумуляторы должны быть постоянно заряжены. Во время путешествия это лучше всего делать с помощью специальных зарядных устройств

Модель BB1260 BB1230 BBC1225
bbch-ultra-7 bbch-ultra-7 Зарядное устройство Sterling Power BBC
Максимальный ток, А 60 30 25
Входное напряжение, В 12 12 12
Выходное напряжение, В 12 12 12
Емкость аккумуляторов, Ач 200-300 100-150 100
Тип аккумуляторов 9 режимов зарядки в том числе для литиевых (LiFePO4) аккумуляторов
Подключение холодильника Нет Нет Да
Вес, кг 1,4 1,2 0,9
Размеры, мм 190 х 160 х 50 190 х 160 х 50 160 х 96 х 55
ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ

На сжиженном газе автомобильный абсорбционный холодильник работает лучше всего. Модель объемом 180-190 литров потребляет около 17-20 г газа в час и газового баллона весом 9 кг хватает на 3 недели. Плюсы абсорбционных автомобильных холодильников – тишина и низкая стоимость эксплуатации на газе. Однако есть и минусы.

Чтобы хладагент правильно циркулировал, абсорбционный холодильник необходимо устанавливать на горизонтальную поверхность. Угол наклона холодильника не должен превышать 3 °. Для компрессорных моделей таких ограничений нет, они нормально работают при наклоне до 30 °.

От 12 вольтовой электрической сети газовый холодильник потребляют 10- 14 ампер, а значит разряжает аккумуляторную батарею небольшой емкости в течении нескольких часов. Чтобы этого не произходило в некоторых моделях устанавливают автоматическую систему выбора источника энергии, (AES — Automatic Energy Selection). На стоянке AES использует газ, а во время движения переключается на аккумулятор.

Сжигаемый во время работы холодильника газ необходимо отводить за пределы автодома. Для этого при установке абсорбционных холодильников организуют специальную систему вентиляции.  Однако вентиляционные отверстия создают точки входа для пыли и это может создать дополнительные проблемы для внедорожных автодомов.

Абсорбционный холодильник необходимо надежно изолировать. Выхлопные газы не должны попадать в жилую зону, а воздух для горения не должен поступать из кабины

В теплом климате или при жаркой погоде, газовые холодильники могут плохо отводить тепло и эффективность их работы падает. Дополнительные вентиляторы улучшают теплообмен, но сводят на нет главное преимущество абсорбционных моделей — независимость от источника электрической энергии.

Холодильник для кемпера

Зарядное устройство в прицепе-кемпере
Зарядное устройство в прицепе-кемпере заряжает дополнительный аккумулятор в пять раз быстрее, чем генератор. Холодильник работает как на стоянке так и в движении

От сети переменного тока холодильник в кемпере работает так же как в городской квартире. Проблемы возникают во время движения. Стандартные системы зарядки дополнительных аккумуляторов долгие годы не модернизировались, не соответствуют мощности оборудования в кемпере и не учитывают особенности работы современных автомобильных двигателей. В результате во время движения холодильник в кемпере отключается, а аккумуляторы, установленные в прицепе, не заряжаются.

Одна из причин неприятностей — потери в кабеле, сечение которого не соответствует нагрузке. В идеальном случае — при небольшом токе, с качественным кабелем, без реле, без предохранителей и с хорошими соединениями напряжение на входе в прицеп составляет 13,6 Вольт. Однако в реальности это не так. Уже при токе 10 Ампер напряжение падает настолько, что аккумуляторы перестают заряжаться, а холодильник работает с перебоями

Понять почему так происходит помогает график на котором по одной оси отложено напряжение генератора, а по другой напряжение на входе в прицеп — кемпер. Рабочая область графика поделена на две части – зеленую и фиолетовую. В зеленой дополнительный аккумулятор заряжается, в фиолетовой разряжается.  Чем ближе напряжение в прицепе к верхнему краю зеленой области, тем быстрее идет зарядка. Чем ближе к нижней границе фиолетовой, тем сильнее разряд

Напряжение на входе в прицеп-кемпер и напряжение автомобильного генератора
Так напряжение на входе в прицеп-кемпер зависит от напряжения автомобильного генератора. Почти всегда оно слишком мало для зарядки аккумуляторов и нормальной работы холодильника

Классическое напряжение автомобильного генератора 14 Вольт. Если ток в цепи небольшой, то при этом напряжении аккумулятор в кемпере медленно заряжается. Когда нагрузка увеличивается, потери в кабеле возрастают и зарядка прекращается.

Еще очевиднее проблемы в автомобилях стандарта Euro 6. Напряжение генератора в этих автомобилях не постоянно, а колеблется. Как только оно приближается к нижней границе (12,6 Вольт), напряжение в кемпере попадает в фиолетовую область. Если потребляемый ток растает, напряжение падает еще сильнее и холодильник в прицепе перестает работать.

Устанавливать холодильник в прицеп-кемпер на автомобиле с двигателем Евро 5 или Евро 6 не имеет смысла

Для нормальной работы холодильника и аккумулятора в кемпере необходимо дополнительное устройство. Оно должно:

  • Устранять падение напряжения в кабеле между автомобилем и прицепом. Повышать напряжение до уровня, пригодного для зарядки аккумулятора. Сглаживать скачки напряжения на двигателях Евро 5/6
  • Работать со стандартным разъемом и кабелем между автомобилем и прицепом
  • Обеспечивать работу холодильника как во время движения так и на стоянке, даже если кемпер не подключен к сети переменного тока
  • Быстро заряжать аккумуляторную батарею кемпера и поддерживать аккумуляторы различных типов, в том числе литиевые
Схема подключения зарядного устройства Sterling Power BBC1225
Схема подключения зарядного устройства Sterling Power BBC1225 к стандартному электрическому разъему автомобильного прицепа

Таким требованиям соответствует зарядное устройство Sterling BBC. Оно получает на вход напряжение от стандартного автомобильного разъема, преобразует его в четырехступенчатый зарядный профиль и заряжает аккумулятор кемпера. Напряжение на выходе устройства при этом остается постоянным даже если входное падает до 9 вольт. По умолчанию выходное напряжение Sterling BBC 14,4 вольта.

В устройстве  два режима работы. В первом холодильник работает только во время движения и когда на стоянке кемпер подключен к сети переменного тока. Во втором холодильник продолжает работать от аккумулятора и на стоянке. При этом Sterling BBC контролирует напряжение аккумуляторной батареи и если оно опускается до 11 Вольт, отключает холодильник, не давая ему разрядить аккумулятор на 100%.

Sterling BBC компенсирует потери в некачественных электрических соединениях, устраняет скачки напряжения на генераторах ЕВРО 5-6 и на 500% увеличивает эффективность зарядки аккумуляторной батареи кемпера. На автомобилях с традиционным генератором в несколько раз возрастает скорость зарядки дополнительного аккумулятора, вдвое увеличивается его используемая емкость, уменьшается сульфатация пластин и увеличиается срок службы.

Как выбрать автомобильный холодильник

Компрессорная технология охлаждения считается наилучшей. Однако если подключатся к стационарной электрической сети во время путешествия сложно или дорого, а на улице не слишком жарко, то автомобильный холодильник на газе вполне справится со своей работой. Для автодомов с надежными аккумуляторами, устройством зарядки от автомобильного генератора и солнечными панелями, лучше подойдет компрессорная модель

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha