Электричество в автодоме и кемпере

Электросистема не рассчитанных на длительные поездки автомобиля или кемпера достаточно проста. В ней есть дополнительный аккумулятор небольшой емкости, блок предохранителей на 4-6 цепей и несколько маломощных потребителей – освещение, обогреватель, 12-вольтовая и USB розетки. Единственным устройством контроля может быть простой вольтметр, а устройств зарядки аккумулятора может не быть вовсе.

Требования к электросистеме

Положение меняется, если владелец автодома намеревается проводить в поездках по нескольку дней или недель. В этом случае возрастают требования к уровню комфорта и без дополнительного бытового оборудования, способного обеспечить его, уже не обойтись.

Из-за появления новых мощных потребителей приходится задействовать все возможные источники электрической энергии. Их в автономной электросистеме транспортного средства три – солнечные панели, генератор автомобильного двигателя и розетка для подключения к стационарной электрической сети (источниками электричества также могут служить переносной бензиновый генератор, топливные элементы или ветрогенератор)Комплект оборудования REGO X12

Однако каждый из перечисленных источников электричества какую-то часть времени оказывается недоступен. Стационарная сеть есть далеко не везде. В пасмурные дни солнечные панели не выдают необходимое количество электричества, а автомобильный генератор вырабатывает ток только во время работы двигателя

В таких условиях не обойтись без накопителя электрической энергии – сервисной аккумуляторной батареи. Она служит буфером между источниками и потребителями и покрывает потребности бортового оборудования тогда, когда источники электричества по каким-то причинам не могут их обеспечить.

Аккумуляторную батарею приходится периодически заряжать. Но делать это напрямую от источников электричества нельзя, поэтому в системе также должны существовать преобразователи, приводящие напряжение и ток источников к уровню, пригодному для зарядки аккумулятора или в форму удобную для питания мощных бортовых потребителей

Производство, накопление и потребление электричества должны быть согласованы между собой. В противном случае переизбыток энергии может повредить аккумуляторную батарею, а ее недостаточное количество не даст бортовому оборудованию нормально работать. В простой электросистеме роль системного контроллера выполняет пользователь, который самостоятельно следит за 1 или 2 наиболее важными параметрами.

В сложной системе полагаться на пользователя нецелесообразно. Количество требующих внимания характеристик увеличивается до несколько десятков, а ущерб от его невнимательных или неправильных действий может оказаться весьма значительным. Следовательно, функции управления и контроля должны быть возложены на один из компонентов системы.

Блок управления системой должен собирать информацию о состояние всех входящих в нее устройств, согласовывать их совместную работу и при необходимости, автоматически отключать их. Кроме этого, блок управления должен в удобном виде предоставлять собранную информацию пользователю, чтобы тот в любой момент мог изменить настройки оборудования или принять важные решения касающиеся работы бортовой системы жизнеобеспечения

Состав электросистемы

Таким образом бортовая электросистема автодома или кемпера может состоять из следующих устройств:

  • Сервисная аккумуляторная батарея
  • Инвертор, AC-DC зарядное устройство и переключатель источников питания бортовой сети
  • DC-DC зарядное устройство — для зарядки сервисного аккумулятора от генератора двигателя
  • Солнечные панели и МРРТ контроллер
  • Блок управления системой и блок управления DC нагрузкой
  • Системный монитор
  • Мобильное приложение для контроля за текущим состоянием оборудования с помощью телефона

Кратко опишем ее основные компоненты

Сервисный аккумулятор

Сервисная батарея – это основной элемент автономной электросистемы автодома. Ее емкость зависит не только от количества, мощности и предполагаемого времени работы установленного на борту оборудования, но и от технических характеристик аккумуляторов

Например, заряженность свинцово-кислотных аккумуляторов никогда не должна опускаться ниже 30% (иначе аккумулятор будет поврежден). При этом заряд 80 до 100 % у аккумуляторов этого типа занимает 4-8 часов. Так долго устройства зарядки на транспортном средстве практически никогда не работают, поэтому фактическая доступная емкость аккумуляторной батареи составляет лишь 80-30 = 50% от номинальной.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы для автодома



Accounts

Free Trial

Projects

SSL

Storage

Domains

Sub-domains

SINGLE LICENSE

100 Ач

Ток разряда 150 А

Подогрев ячеек, токоизмерительный шунт, дистанционный выключатель

CAN, RS485

3000 циклов при разряде 100%

11,5 кг

310 х 165 х 187 мм

DEVELOPER LICENSE

200 Ач

Ток разряда 300 А

Подогрев ячеек, токоизмерительный шунт, дистанционный выключатель


CAN, RS485

3000 циклов при разряде 100%

25,2 кг

380 х 225 х 325 мм

PREMIUM LICENSE

400 Ач

Ток разряда 300 А

Подогрев ячеек, токоизмерительный шунт, дистанционный выключатель


CAN, RS485

3000 циклов при разряде 100%

42,5 кг

462 х 237,5 х 320,5 мм

Это значит, что при суточном потреблении электричества 200 Ач, сервисная батарея должна иметь емкостью как минимум 400 Ач, а с учетом неизбежных потерь емкости в процессе эксплуатации и небольшого запаса «на всякий случай» еще больше. Вес батареи при этом составит около 130 кг, а размеры – 330 х 680 х 240 мм

В отличии от свинцово-кислотных, специально разработанные для транспортных средств литий-железо-фосфатные аккумуляторы выдерживают многократный 100% разряд без какого-либо ущерба для себя, а для их полной зарядки требуется гораздо меньше времени. Доступная емкость такого аккумулятора близка к номинальной, поэтому в некоторых случаях емкость сервисной батареи, составленной их LFP аккумуляторов, может быть равна суточному потреблению электричества на борту. Это означает, что в рассмотренном ранее примере свинцово-кислотную батарею емкостью 400 Ач можно заменить на литий-железо-фосфатную емкостью 200 Ач. LiFePO4 аккумулятор такой емкости имеет корпус размером 380 х 225 х 325 мм и весит 25 кг

Инвертор с зарядным устройством

Инвертор, зарядное устройство и переключатель источников питания служат для создания на борту сети 220 В. Инвертор преобразует постоянное напряжение сервисной батареи в переменное, AC-DC устройство заряжает аккумулятор от стационарной электрической сети, а переключатель автоматически выбирает какой источник, сеть или инвертор, использовать для питания бортового оборудования.

Инвертер с фукцией Power Сontrol
Комбинированный с зарядным устройством инвертер непрерывно контролирует нагрузку в бортовой электросистеме и автоматически уменьшает ток зарядки аккумуляторов вплоть до 0, чтобы не допустить срабатывания автоматического выключателя

Вместо трех независимых устройств удобнее использовать одно комбинированное. Оно реализует те же функции, но занимает меньше места и требует меньшего количества проводов и соединений. Комбинированные модели как правило выпускаются на основе низкочастотных инверторов, поэтому без труда справляются с питанием насосов, кондиционеров, электроинструмента и другой индуктивной нагрузки, а входящее в их состав зарядное устройство способно обеспечивать ток 100-180 А и поэтому отлично подходит для быстрой зарядки LiFePO4 аккумуляторов.

Инверторы, комбинированные с зарядными устройствами



Accounts

Free Trial

Projects

SSL

Storage

Domains

TBB Power CC2.0L

Инвертор 2000 Вт

Чистый синус 

Зарядное устройство 100 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Control, пульт, Bluetooth

Переключатель источников 4 мс

TBB Power CM3.0L

Инвертор 3000 Вт

Чистый синус

Зарядное устройство 180 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Assist

Переключатель источников 0 мс

TBB Power CC3.0L

Инвертор 3000 Вт

Чистый синус

Зарядное устройство 150 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Control, пульт, Bluetooth

Переключатель источников 4 мс

Важная особенность комбинированных устройств – функции Power Control и Power Assist. Благодаря Power Control устройство уменьшает ток зарядки аккумуляторов так, чтобы не допустить срабатывания «берегового» автоматического выключателя, если мощность сетевого подключения ограничена. Power Assist позволяет инвертору работать одновременно с сетью. Если ток, потребляемый оборудованием дома на колесах, превышает возможности «береговой» сети, устройство переходит в режим инвертора, синхронизирует выходное напряжение с сетью и работает параллельно с ней, обеспечивая бортовые устройства необходимой мощностью.

DC-DC зарядное устройство

Регулятор стандартного автомобильного генератора поддерживает напряжение 14,0 – 14,4 В, а напряжение генератора, управляемого ECU, зависит от режима движения автомобиля и колеблется от 11,0 до 16,0 В. Поэтому сами по себе генераторы обоих типов являются плохими зарядными устройствами. Если их подключить к сервисной батарее напрямую или, например через реле, то первый будет систематически перезаряжать аккумуляторы, а у второго периоды перезаряда будут чередоваться с полным отсутствием зарядки

Емкость сервисной батареи автодома или кемпера как правило в несколько раз превышает номинал автомобильного генератора. Поэтому даже на половину разряженный литий-железо-фосфатный аккумулятор создает для генератора очень большую нагрузку и заставляет его несколько часов работать на полную мощность.  При недостаточном охлаждении генератор перегревается и в худшем случае выходит из строя.

DC-DC устройство устраняет описанные недостатки.  Во-первых, его выходное напряжение зависит не только от напряжения генератора, но и от состояния аккумуляторной батареи. Поэтому аккумуляторы никогда не перезарядятся. Во-вторых, устройство ограничивает ток, потребляемый батареей, а значит позволяет контролировать нагрузку на генератор.

Несколько DC-DC устройств могут работать параллельно, но как правило при токе 100 А и более необходимо устанавливать отдельный зарядный генератор. Для литий-железо-фосфатного аккумулятора DC-DC устройство является обязательным

Системный монитор

Системный монитор – это единый информационный центр автодома. Он предоставляет пользователю текущую информацию о бортовой системе жизнеобеспечения, позволяет настраивать и контролировать устройства зарядки, а также следить за электрической нагрузкой.  Получаемые данные монитор записывает и хранит, поэтому пользователь может проверить работоспособность системы или узнать причины произошедшего сбоя

Системный монитор REGO X12

Монитор поддерживают распространенный среди производителей оборудования для автодомов сетевой стандарт передачи данных CI-BUS. Поэтому если в автодоме установлен обогреватель, кондиционер, холодильник, бензиновый генератор или другие устройства, умеющие передавать данные по сети CI-BUS, информация о их работа также появится на дисплее монитора

Блок нагрузки

Управление нагрузкой происходит следующим образом. Пользователь нажимает клавишу на беспроводном выключателе или иконку на дисплее системного монитора. Блок управления PCU получает сигнал и передает его по сети в блок нагрузки, который включает или отключает соответствующую цепь.

Помимо описанных, в блоке предусмотрены выходы для неотключаемых устройств, например холодильника или USB порта, а также выходы, контролируемые реле. Модуль управления может замыкать или размыкать реле в зависимости от определенных условий, например состояния аккумуляторной батареи

Цифровая коммутация на 70% сокращает количество проводов, экономит место и позволяет смонтировать оборудование в автодоме гораздо быстрее

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha