Напряжение 24 Вольта используется в электрических системах грузовых автомобилей, автобусов и больших катеров. Для этого есть две основных причины:
При равном токе 24-вольтовая электросистема обеспечивает большую мощность по сравнению с 12-вольтовой
При такой же передаваемой мощности ток в 24-вольтовой системе в два раза меньше. Поэтому мощные устройства можно устанавливать на большом расстоянии от аккумуляторной батареи, не опасаясь высоких потерь напряжения.
На грузовике или катере с 24-вольтовым генератором сервисную электросистему можно сделать как 24, так и 12-вольтовой. Второй вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, номенклатура 12-вольтового оборудования существенно шире. Во-вторых, из-за большего объема производства 12-вольтовые устройства дешевле 24-вольтовых аналогов. И наконец, вышедшее из строя устройство на 12 Вольт проще найти для замены в случае неисправности.
Если эти аргументы принимаются, то исходя из суточного расхода электроэнергии рассчитывают емкость сервисной аккумуляторной батареи, а затем подбирают для нее AC-DC зарядное и инвертор.
Напряжения основной и дополнительной электросистем в данном случае не совпадают, поэтому использовать реле для подключения сервисной батареи к генератору двигателя нельзя. Вместо реле для зарядки 12-вольтового аккумулятора от 24-вольтового генератора необходимо DC-DC устройство 24-12. Максимальный ток, потребляемый этим устройством, устанавливают так, чтобы он на 25-30% был меньше номинала генератора. Располагают DC-DC рядом с сервисной батареей. Для зарядки стартового АКБ на стоянке применяют маломощное DC-DC 12-24 или AC-DC 220-24.