Холодильник в кемпере

В поездках на автомобиле с кемпером холодильник — это предмет первой необходимости. Однако не все владельцы прицепов знакомы с важными особенностями его работы

Что происходит с холодильником в кемпере

В подключенном к стационарной электрической сети кемпере холодильник работает так же, как в городской квартире. Проблемы возникают в дороге. Существующая система зарядки аккумуляторов прицепа долгие годы не модернизировалась, отстает от потребностей бытового оборудования и не учитывает особенности работы современных автомобильных двигателей. В результате во время движения холодильник в кемпере отключается, а аккумуляторы не заряжаются.

Падение напряжения в кабеле от автомобиля до кемпера
Зависимость входного напряжения в прицепе-кемпере от напряжения автомобильного генератора и тока нагрузки

Причина этих неприятностей — потери напряжения в кабеле и разъеме между прицепом и автомобилем. Эксперимент показал, что при длине кабеля 8 м (общая длина проводников 16 м) и сечении силовых жил 2,5 мм 2 напряжение на входе в прицеп равно 13,6 Вольт. Причем это идеальный, а не типичный результат. Ведь автомобиль, на котором проводились измерения, был специально подготовлен для этого. От стартового аккумулятора в прицеп был проложен новый качественный медный кабель, реле и предохранители в цепи отсутствовали, все соединения были надежными, а ток не превышал 5-6 Ампер. На практике напряжение будет ниже.

В реальных условиях уже при токе 10 Ампер напряжение падает настолько, что аккумуляторы перестают заряжаться, а холодильник не может нормально работать. Если же в качестве обратного пути для тока используется кузов, то напряжение опускается еще сильнее

Происходящее наглядно иллюстрируют графики зависимости напряжения в прицепе от напряжения генератора и тока нагрузки. Напряжение генератора отложено на левой вертикальной оси, а напряжение в кемпере на правой.

Если график пересекается с правой осью в зеленой области, то аккумулятор кемпера заряжается, причем тем быстрее, чем выше точка пересечения. Если точка пересечения смещается в фиолетовую зону, то аккумулятор кемпера разряжается. При напряжении 13,6 Вольт (идеальный случай) холодильник продолжает работать, а аккумулятор медленно заряжается. Правда заряжаться будет только свинцово-кислотный, но не литий-железо-фосфатный аккумулятор

Падение напряжения в кабеле от генератора до кемпера. Для автомобиля с двигателем ЕВРО6
Напряжение в прицепе-кемпере автомобильного генератора контролируемого электронным блоком управления автомобиля.

Как известно, генератор, контролируемый электронным блоком управления (ECU) автомобиля, изменяет выходное напряжение в зависимости от режима движения. Когда автомобиль двигается с постоянной скоростью или разгоняется генератор понижает напряжение так, чтобы электросистема автомобиля работала от аккумулятора. Когда водитель тормозит, напряжение генератора резко возрастает, и он быстро восполняет аккумулятору потраченный ранее заряд.

Напряжение генератора колеблется в интервале от 12 до 16 Вольт.  В тот момент, когда на выходе  генератора оно опускается к нижней границе диапазона (на графике 12,6 Вольт), в прицепе напряжение падает до 9,7-11,7 Вольт. Чем больше ток, потребляет холодильник, тем ниже напряжение. В определенный момент оно становится слишком низким для холодильника, и он отключается.

Падение напряжения в кабеле от автомобиля до кемпера неизбежно. Но управляемый ECU генератор усугубляет ситуацию настолько, что холодильник перестает работать. Возить оборудованный кемпер на автомобиле с таким генератором не имеет никакого смысла до тех пор, пока бесполезная электрическая мощность низкого напряжения не будет преобразована в мощность гораздо более высокого напряжения.

Как заставить холодильник работать

Схема подключения DC-DC устройства для холодильника прицепа
Схема подключения холодильника и аккумулятора к стандартному 13-штырьковому разъему кемпера

Для того чтобы холодильник в кемпере работал нормально, а аккумулятор быстро заряжался необходимо устранить потери в кабеле между автомобилем и прицепом и повысить напряжение на входе в кемпер до уровня, пригодного для зарядки аккумулятора. Желательно также сгладить скачки напряжения, которые возникают на новых автомобилях с двигателями ЕВРО6, чтобы защитить холодильник.
Повысить и стабилизировать напряжение можно с помощью DC-DC конвертера. Однако в данном случае обычный конвертер не подойдет. Необходимо устройство, которое изменяет свое выходное напряжение в зависимости от напряжения и температуры аккумулятора. Тогда оно сможет быстро подзарядить разряженный аккумулятор и защитит от перезаряда аккумулятор заряженный на 100%.  Устройства такого типа называются зарядными конвертерами или DC-DC зарядными. Зарядный конвертер для кемпера должен также иметь выход для холодильника, чтобы при необходимости отключать его от источника питания

Еще одним требованием к DC-DC зарядному является потребляемый ток. Силовые жилы в кабеле между прицепом и автомобилем имеют сечение 2,5 мм 2, поэтому ток, потребляемый устройством, не должен превышать 25 Ампер. Более мощную модель можно использовать, если заменить кабель и разъем. Рассмотрим оба варианта

Стандартные кабель и разъем

При потреблении 25 Ампер выходной ток устройства будет около 20 Ампер из которых 10-16 Ампер пойдет на питание абсорбционного холодильника, а оставшийся ток на зарядку аккумулятора.

Зарядку аккумуляторной батареи можно ускорить, если учесть, что хорошая теплоизоляция позволяет даже неработающему холодильнику некоторое время сохранять температуру внутри камеры. А раз так, то DC-DC зарядное может периодически отключать холодильник, направляя высвобождающийся в этот момент ток в аккумулятор. По мере роста напряжения аккумулятора интервалы отключения холодильника будут становится короче, а после того, как батарея зарядится полностью устройство подключит холодильник окончательно, и он продолжит работать до конца поездки.

DC-DC зарядные устройства с выходом для холодильника кемпера 



Входное напряжение, В

Выходное напряжение, В

Максимальный входной ток, А 

Максимальный ток зарядки, А

Типы акккумуляторов

Выход для холодильника

Размеры, мм


TBB Power DMT1250

12-14,5

14,2-14,8

50 

30

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Да, дополнительный выход 20 А

181 х 148 х 52

 Sterling Power BBC1225

9,5-16

14,0-15,5

25

20

GEL, AGM, WET, LiFePO4

Да

160 х 96 х 55

Как только на стоянке владелец автомобиля заглушит двигатель, DC-DC устройство переключит холодильник на аккумулятор кемпера, который будет питать его до тех пор, пока напряжение не опустится до 11 Вольт. После этого DC-DC зарядное отключит холодильник.

Силовой кабель

Схема подключения DC-DC устройства NEMO DMT1250
Схема подключения DC-DC зарядного устройства с отдельным выходом для холодильника. Максимальный ток, потребляемый на дополнительном выходе не должен превышать 20 А

Провода большего сечения и разъем рассчитанный на 50 А, позволят холодильнику во время движения кемпера оставаться постоянно подключенным. Ток зарядки аккумулятора при этом вырастет до 30 Ампер, поэтому если емкость останется прежней аккумулятор зарядится быстрее.

Одно из описанных устройств обязательно должно присутствовать в кемпере с холодильником, если его тянет автомобиль с двигателями ЕВРО6. Но DC-DC зарядное не будет лишним и в автомобиле с традиционным генератором.  Ведь оно в 5-7 раз ускоряет зарядку аккумулятора кемпера, увеличивает его используемую емкость и продлевает срок службы.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha