Второй аккумулятор Тойота Ленд Крузер
Land Cruiser 200 стандартно поставляется с двумя аккумуляторными батареями. Оба аккумулятора соединены параллельно и работают как один большой стартовый АКБ. Схема подходит для запуска двигателя, но не идеальна для путешествий с большим количеством электрических и электронных устройств на борту. Мощная нагрузка может разрядить сразу оба аккумулятора.
Электрическая система с двумя независимыми аккумуляторами более надежна. В этом случае первый аккумулятор отвечает за запуск двигателя и питание штатных автомобильных электрических цепей. От второго работает дополнительное оборудование – холодильник, компьютер, инвертор и т.д.
С изменением компоновки меняются и условия эксплуатации аккумуляторов. Первый должен в течении 10-15 секунд обеспечить пусковой ток в несколько сот ампер. Второй, наоборот, будет разряжается током 5-50 ампер на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Чтобы аккумуляторы соответствовали изменившимся условиям работы, вместо двух однотипных устанавливают два разных АКБ – стартовый и глубокого разряда.
Стартовый аккумулятор Ленд Крузер
Поскольку после переделки запускать двигатель будет один аккумулятор, а не два, как до этого, необходимо, чтобы пусковой ток аккумулятора соответствовал требованиям двигателя Лэнд Крузер. Минимальный ток холодного пуска для стартового аккумулятора Land Cruiser 200 — 650 А. Существует несколько типов аккумуляторов, соответствующих этим требованиям
Аккумуляторы с жидким электролитом
Стандартно устанавливаются на большинство автомобилей
Плюсы:
- Ток холодного пуска (CCA) 650-850А
- Можно использовать с лебедкой
- Дешевле аккумуляторов двойного назначения
Минусы:
- Меньше срок службы в тяжелых условиях эксплуатации
- Регулярный глубокий разряд, например, интенсивное использовании лебедки, быстро выводит аккумулятор из строя
Специальные аккумуляторы для 4WD
Электролит в этих аккумуляторах так же жидкий. Однако по сравнению с чисто стартовыми 4WD батареи гораздо устойчивее к вибрации. Свинцовые пластины внутри их корпусов обернуты стекловолокном, которое удерживает активный материал в решетке и не дает ему высыпаться при тряске. Аккумуляторы лучше переносят глубокий разряд и занимают промежуточное положение между тяговыми и стартовыми аккумуляторными батареями
Плюсы:
- Ток холодного пуска (CCA) 650-700 А
- Выдерживают глубокий разряд лучше стартовых и подходят для лебедок
- Лучшая вибрационная стойкость по сравнению со стандартными АКБ
Минусы:
- немного дороже обычных стартовых аккумуляторов
Аккумуляторы Optima
Optima – это AGM аккумуляторы со спиральными пластинами. Они полностью герметичны и чрезвычайно устойчивы к вибрации. Optima Red Top — стартовый аккумулятор. Yellow Top и Blue Top — аккумуляторы двойного назначения. Обе модели выдерживают глубокий разряд и обладают высоким пусковым током. В качестве стартового для Land Cruiser 200 больше подходит Optima Yellow Top.
Плюсы:
- Ток холодного пуска (CCA) до 900 А.
- Необслуживаемый. Подходит как для запуска двигателя, так и для лебедок
- Не боится глубокого разряда. Высокая устойчивость к вибрации
Минусы:
- Существенно дороже стандартного аккумулятора с жидким электролитом
- Максимальная емкость на 25% ниже, чем у жидко-кислотных аккумуляторов
Дополнительный аккумулятор Ленд Крузер
После разъединения АКБ вторым аккумулятором в Ленд Крузере будет аккумулятор глубокого разряда. В нем меньше пластин, но они толще и долговечнее, чем у стартового аккумулятора. Пластины плотно упакованы в корпусе, обернуты стекловолокном и разделенные прочным сепаратором. Такая конструкция позволяет аккумулятору без повреждений выдерживать сотни циклов заряда и глубокого разряда. Существует несколько вариантов таких АКБ:
Аккумуляторы с жидким электролитом
Самый распространенный тип аккумуляторов.
Плюсы:
- Не высокая цена
- Лучшая устойчивость к вибрации по сравнению со стандартными аккумуляторами
- Подходит для использования под капотом
Минусы:
- требует обслуживания
Гелевые и AGM аккумуляторы
Гелевые и AGM – одни из самых популярных тяговых аккумуляторов. Однако необходимо помнить, что химические реакции, протекающие внутри аккумулятора, приводятся в действие напряжением и температурой. Чем выше температура, тем быстрее идет химическая реакция.
Емкость аккумулятора увеличивается с температурой, однако растут и потери. При повышении температуры на 10 ° C скорость реакции удваивается и месяц работы при 35 ° C эквивалентен двум месяцам работы при 25 ° С. Тепло – враг всех свинцово-кислотных аккумуляторов. Но особенно высокие температуры опасны для AGM и гелевых батарей. Потери воды в этих аккумуляторах восполнить нельзя и регулярный перегрев ведет к их быстрому выходу из строя.
Поэтому за некоторыми исключениями гелевые и AGM аккумуляторы непригодны для использования под капотом. Но они хорошо подходят для домов на колесах, прицепов-кемперов и в качестве третьего аккумулятора, расположенного внутри автомобиля.
Плюсы: Необслуживаемые.
Минусы:
- Высокая емкость
- Не все модели подходит для использования под капотом.
Способы зарядки
От одного генератора два независимых аккумулятора зарядить не удастся. Схему зарядки придется модифицировать. Изменения коснутся дополнительного АКБ, стартовый останется на своем месте и продолжит заряжаться от генератора. Поскольку связь между аккумуляторами разорвана, необходимо найти устройство, которое бы подключало дополнительный аккумулятор к генератору во время работы двигателя и отключало бы его после того, как двигатель заглушен.
Один из способов сделать это – установить реле развязки. Реле замыкается и соединяет аккумуляторы параллельно, как только напряжение на стартовой батарее превышает порог срабатывания. При заглушенном двигателе напряжение опускается, реле размыкается и изолирует аккумуляторы.
Несмотря на некоторые недостатки, развязывающее реле на протяжении многих лет было одним из самых популярных способов зарядки двух аккумуляторов. Его по-прежнему используют. На автомобилях, выпущенных в начале 2000-х годов, для соединения недорогих аккумуляторов небольшой емкости и там, где требования к качеству зарядки не высоки. Постепенно реле напряжения вытесняются DC-DC зарядными устройствами, которые обладают несколькими неоспоримыми преимуществами:
- Качество зарядки. Разные аккумуляторы имеют различные зарядные профили. Зарядка двух разных аккумуляторов от одного генератора приводит к плохой зарядке обоих. Зарядное устройство устраняет эту проблему. Если установлено DC-DC зарядное, то стартовый и тяговый аккумуляторы могут быть любых типов.
- Срок службы. Зарядное устройство позволяет точно подобрать алгоритм зарядки к конкретному аккумулятору. Аккумулятор глубокого разряда заряжается до 100 % и служит дольше
- Время зарядки. DC-DС зарядное заряжает быстрее. За тот же промежуток времени аккумулятор глубокого разряда получает в несколько раз больше энергии и держит зарядку дольше
Лебедка и дополнительное освещение
Электрическая лебедка при полной нагрузке может потреблять ток до 400 ампер. Это больше чем допустимый максимальный ток для любых аккумуляторов глубокого разряда. Зарядное устройство не сможет быстро компенсировать такой разряд и цепи, подключенные к дополнительному аккумулятору окажутся с разряженным источником энергии.
Кроме того, в целях безопасности DC-DC зарядное устройство имеет ограничение по току, а значит не сможет переложить возросшую нагрузку на генератор. Лебедку целесообразно подключить к стартовому аккумулятору и при каждом включении лебедки поддерживать его генератором
BBW 1212 | BB1230 | |
Максимальный ток, А | 25 | 30 |
Номинальное входное напряжение, В | 12 | 12 |
Номинальное выходное напряжение, В | 12 | 12 |
Напряжение активации | 13,3 | 13,6 |
Класс защиты | IP68 | IP21 |
Охлаждение | — | Встроенный вентилятор |
Автоматическое включение | Да | Да |
Включение от зажигания(вручную) | Да | Да |