Один или два аккумулятора

Для запуска двигателя на катере или яхте всегда должен быть полностью заряженный аккумулятор достаточной емкости. Таковы требования стандартов и соображения элементарной безопасности на воде. Чтобы им соответствовать существует два способа — установить два попеременно подключаемых тяговых аккумулятора  или использовать выделенный стартовый аккумулятор. Пусковые характеристики аккумуляторов в обоих случаях должны соответствовать рекомендациям производителя двигателя

Два аккумулятора используются по очереди

Количество циклов, которые выдерживает аккумулятор зависит от глубины его разряда. Чем сильнее разряжается аккумулятор в каждом цикле, тем меньше он служит. Эта связь не линейная – при более глубоком разряде ожидаемое время жизни аккумулятора непропорционально сокращается. Из этого следует, что:

  1. Если общая емкость задана, то соединенные в батарею аккумуляторы прослужат дольше, чем, используемые попеременно.
  2. Увеличение общей емкости аккумуляторной батареи ведет к значительному увеличению срока службы аккумуляторов (за счет уменьшения глубины разряда на каждом цикле).

Единственная аккумуляторная батарея служит дольше, чем два попеременно используемых аккумулятора, суммарная емкость которых равна емкости батареи

Схема подключения аккумуляторов на катере
Два варианта подключения аккумуляторов на катере или яхте. Слева — две группы аккумуляторов используются попеременно для запуска и «домашней» нагрузки. Справа — выделенный стартовый аккумулятор и группа тяговых АКБ

Помимо увеличения срока службы существуют другие преимущества от использования единственной аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторов

Эффективное работа многих устройств постоянного тока напрямую связана с входным напряжением. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, напряжение на его клеммах сразу уменьшается, а затем плавно снижается до определенного уровня, после которого резко падает и аккумулятор перестает давать ток.

Уровень, до которого напряжение уменьшается в начале работы, скорость падения напряжения и порог отключения зависят от отношения емкости аккумулятора к мощности нагрузки. Чем больше емкость по отношению к потребляемому току, тем меньше первоначальное падение напряжения и медленнее его последующее снижение. Поскольку это отношение не линейное, увеличение емкости аккумуляторов вдвое, уменьшает скорость падения напряжения при заданной нагрузке меньше чем на половину.

Аккумуляторная батарея, составленная из двух аккумуляторов, обеспечит большее напряжение, в течении всего времени работы чем два аккумулятора, используемые попеременно

Подключение инверторов

Напряжение имеет большое значение для электрических систем построенных на основе инверторов. Во многих моделях, максимальное напряжение переменного тока напрямую связано с входным постоянным напряжением. Если напряжение аккумулятора падает под нагрузкой, напряжение на выходе инвертора так же снижается. В большинстве случаев это не имеет значения, но некоторые устройства, например, микроволновые печи, чувствительны к падению максимального напряжения.

Устойчивость единственной аккумуляторной батареи большой емкости к падению напряжения улучшает производительность основанных на инверторах электрических систем.

 Инвертор проработает вдвое дольше от единственной аккумуляторной батареи, чем от двух попеременно используемых аккумуляторов с суммарной емкостью равной емкости батареи

Время перезарядки

Чем больше емкость аккумуляторной батареи, тем большим током ее можно заряжать. Если аккумулятору необходимо вернуть определенное количество энергии и мощность зарядного устройства равна или больше допустимого тока зарядки аккумуляторов, то батарею большей емкости можно зарядить быстрее.

Например, установлены аккумуляторная батарея емкостью 200 Ач и зарядное устройство мощностью 50 А. Ежедневно потребление электроэнергии 50 Ач. При разряде аккумуляторной батареи в 50% допустимый зарядный ток составляет 25% от емкости или 50 А. В этом случае зарядное устройство восполнит ежедневное потребление энергии за 1 час и зарядит аккумулятор до 75%.

Если увеличить емкость аккумуляторной батареи до 400 Ач, а мощность устройства зарядки до 100 А, то допустимый ток зарядки составит 100 А и зарядное устройство компенсирует потраченную за день энергию за 30 минут, доведя уровень заряда аккумулятора до 63%. Время зарядки в этом случае сократится в два раза.

Если единственная аккумуляторная батарея и два попеременно используемых аккумулятора с той же суммарной емкостью разряжаются на одно и тоже количество энергии, то восполнить заряд в первом случае можно быстрее

Соединение и обслуживание аккумуляторов

Установить единственную аккумуляторную батарею проще и дешевле, а для ее подключения понадобится меньше кабелей и переключателей. Такую батарею подключают непосредственно к генератору, без дополнительные коммуникационные устройства, которые требуются для двух попеременно используемых аккумуляторов.

Для единственного аккумулятора легче настроить оптимальный алгоритм зарядки. Если же используются два аккумулятора, то как правило они разного типа, возраста и емкости, и из-за этого их режим зарядки далек от идеального.

Выделенный стартовый аккумулятор

Однако ни одно из этих преимуществ аккумулятора большой емкости не будет иметь значения, если в критической ситуации он окажется разряжен и не сможет запустить двигатель. Чтобы этого не произошло, сервисную батарею используют одновременно со стартовым аккумулятором, который всегда находится в полностью заряженном состоянии.

Переключатели для различных схем подключения аккумуляторов
Переключатели для различных схем подключения аккумуляторов. Слева — переключатель Blue Sea 5511. Одновременно подключает две группы аккумуляторов и соединяет их параллельно в случае необходимости. Справа — четырехпозиционный переключатель Blue Sea 9001. Попеременно подключает две группы аккумуляторов к нагрузке и соединяет их параллельно

При такой схеме все бортовое оборудование подключается к сервисному аккумулятору, а стартовый используется только для запуска двигателя. На экстренный случай между двумя аккумуляторами устанавливают переключатель, который соединяет их параллельно и позволяет использовать дополнительный аккумулятор для подзарядки стартового или запуска двигателя.

Как заряжать две различных по назначению аккумуляторных батареи? Для катеров и яхт с существенной нагрузкой постоянного тока наилучшее решение —  подключить стартовый аккумулятор к имеющемуся генератору, а сервисную батарею заряжать от собственного мощного генератора с внешним регулятором напряжения, который обеспечит их быструю и правильную зарядку. Если один из генераторов выйдет из строя, с помощью батарейного переключателя или кабеля обе аккумуляторные батареи можно подключить к оставшемуся генератору.

Батарейные переключатели Blue Sea 5511 или 6011 подключают нагрузку к двум независимым аккумуляторным батареям и соединять их между собой в случае необходимости.

Другой подход — использовать точечную зарядку, рекомендуемую компанией Sterling Power

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha