Как выбрать автомобильный инвертор
Если во время путешествия на автомобиле вам нужно заряжать аккумуляторы ноутбука и электроинструмента или вы хотите пользоваться кофемашиной и телевизором, то вам не обойтись без инвертора. Современные автомобильные инверторы имеют мощность от 200 Вт до 5 кВт, весят от 2,5 до 20 кг и обладают широким набором дополнительных возможностей. При таком разнообразии выбрать подходящую модель для конкретной задачи не так просто.
Синусоидальный или модифицированный инвертор
Инвертор – это устройство, которое преобразует постоянное напряжение в переменное. Переменное напряжение в стационарной электрической сети изменяется по синусоидальному закону, но форма выходного напряжения инверторов не всегда совпадает с сетевым. Вместо плавной синусоидальной кривой на выходе инвертора может быть прямоугольная волна. В зависимости от формы напряжения все преобразователи постоянного напряжения в переменное делят на две группы – инверторы с чистой и модифицированной синусоидой
Инвертор с модифицированной синусоидой
Переменное напряжение на выходе инвертора получают из постоянного с помощью транзисторов, которые под воздействием управляющих сигналов переключаются между проводящим и запертым состояниями. Поэтому в простейшем инверторе выходное напряжение имеет форму прямоугольных импульсов положительной и отрицательной полярности.
![Графики чистой и модифицированных синусоид Графики чистой и модифицированных синусоид](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/sn-mdfd.jpg)
В инверторе с модифицированной синусоидой выходное напряжения складывается из двух прямоугольных волн, одна из которых задержана по отношению к другой на четверть периода. Полученная результирующая волна, имеет повторяющиеся ступеньки напряжения в нуле, на положительном и на отрицательном пике и больше похоже на синусоиду, чем простая прямоугольная волна. Недорогие бытовые инверторы чаще всего воспроизводят именно модифицированную, а не чистую синусоиду.
Чем больше нагрузка на выходе инвертора с модифицированной синусоидой, тем больший ток он потребляет и тем ниже напряжение аккумуляторной батареи. Поскольку выходное напряжение модифицированных инверторов прямо пропорционально входному, при росте нагрузки его выходное напряжение также будет падать. Чтобы компенсировать падение и сохранить значение среднеквадратичного напряжения на том же уровне придется увеличивать ширину импульса, жертвуя формой волны, которая все больше будет отклоняться от чистой синусоиды.
![Схема подключения инвертора в автомобиле Схема подключения автомобильного инвертора](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/micro-1024x679.jpg)
Насколько важна форма напряжения? Многие нагрузки переменного тока являются резистивными. Лампы накаливания, тостеры, фены, чайники не чувствительны к форме напряжения и при его правильном значении будут работать как на постоянном, так и на переменном токе.
Оборудование представленное на схеме
Accounts
Free Trial
Projects
TBB Power DDX1230
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/08/dx1230.png)
DC-DC зарядное устройство
напряжение 12-12 Вольт
ток зарядки 30 А
TBB Power IH1000
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/IH1000.png)
Инвертор
напряжение 12-220 Вольт
выходная мощность 1000 Вт
TBB Power BS1225
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/BS-25-3.png)
AC-DC зарядное устройство
напряжение 220-12 Вольт
ток зарядки 25 А
С другой стороны, лазерным принтерам, стиральным машинам и сложным кофеваркам нужно чисто синусоидальное напряжение. Не будут нормально работать при модифицированной синусоиде цифровые часы, в которых для вычисления времени микроконтроллер посчитывает сколько раз входное переменное напряжение «пересекает ноль». Поскольку истинная синусоида пересекает ось времени в одной точке, а модифицированная «задерживается» на ней в течение нескольких миллисекунд микроконтроллер может принять эту паузу за несколько пересечений и вычислит время неправильно. Ошибка вызовет сбой работы всего электронного устройства, в котором используются такие часы.
Скорее всего при модифицированной синусоиде будет хуже работать телевизор, в стереосистеме появится гудение, а у асинхронных двигателей упадет КПД. Из-за этого двигатель станет сильнее греться и возможно раньше времени выйдет из строя. Микроволновые печи чувствительны как к максимальному значению напряжения, так и к его форме. При питании от модифицированного инвертора многие микроволновки начинают хуже работать, когда напряжение аккумулятора падает и еще сильнее искажается форма выходного напряжения инвертора
Некоторые зарядные устройства для ручного электроинструмента нормально работают с модифицированной синусоидой, в то время как другие греются сильнее обычного. То же самое касается устройств дифференциального отключения. Не все из них правильно работают с модифицированными инверторами.
Инверторы с модифицированной синусоидой проще, экономичнее и дешевле, чем модели с синусоидальным напряжением. Поэтому если в автомобиле нет ни одного устройства, для которого изготовитель требует чисто синусоидального напряжения, выбор инвертора зависит от личного предпочтения. Однако разница в стоимости между двумя видами автомобильных инверторов постоянно сокращается, поэтому выбирать модифицированный синус становится все меньше причин.
Высокочастотный или низкочастотный
При преобразования постоянного напряжения в переменное транзистор в низкочастотных инверторах переключаются со скоростью — 50 раз в секунду, что равно частоте переменного напряжения электрической сети — 50 Гц. Трансформатор, работающий на такой частоте, оказывается большим и тяжелым, поэтому больше и тяжелее оказывается и сам инвертер.
Высокочастотные инверторы
Accounts
Free Trial
Projects
SSL
Storage
Domains
TBB Power IH1500-BYP
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/IH1500.png)
Непрерываная мощность 1500 Вт
Байпасный выход
230 VAC
чистый синус
USB выход
403 х 256 х 99 мм
4,6 кг
TBB Power IH1000
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/IH1000.png)
Непрерываная мощность 1000 Вт
-
230 VAC
чистый синус
USB выход
313 х 187 х 96 мм
2,4 кг
TBB Power IH2000-BYP
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/IH2000.png)
Непрерываная мощность 2000 Вт
Байпасный выход
230 VAC
чистый синус
USB выход
403 х 256 х 99 мм
4,8 кг
В высокочастотных моделях транзисторы работают на частоте 50 кГц и выше. За счет повышения частоты переключения размеры и вес трансформатора многократно уменьшаются, поэтому инвертор становится легче, компактнее и эффективнее. Однако за это приходится платить.
Максимальная перегрузочная способность высокочастотных инверторов как правило только в два раза превышает непрерывный ток. Причем перегрузку инвертор выдерживает в течении очень короткого промежутка времени, измеряемого несколькими миллисекундами.
Инвертор с байпасом
Инвертор с байпасом подойдет для тех владельцев автодомов, которые для питания бортового оборудования на стоянках планируют подключаться к стационарной электрической сети
![Схема работы инвертора с байпасом Схема работы автомобильного инвертора с байпасным выходом](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/invertor-byp.jpg)
В обычном автомобильном инверторе есть только выход переменного напряжения. В инверторе с байпасом кроме АС выхода имеется и АС вход. Контрольная цепь инвертора отслеживает состояние этого входа и, если обнаруживает на нем напряжение, отключает цепь DC-AC преобразователя от выхода и подключает к выходу АС вход. Таким образом до тех пор, пока автомобиль соединен с «береговой» сетью инвертор не работает и не разряжает аккумуляторы, а на его выход поступает сетевое напряжение.
Бортовая сеть переменного напряжения в автомобиле создается в соответствии с системой заземления TN-S. В этой системе нейтральный и PE проводники соединяются в источнике питания, а сам источник питания заземляется. В автомобиле с байпасным инвертором два попеременно используемых источника питания – стационарная электрическая сеть и инвертор. Когда инвертор работает, N и PE проводники в автомобиле должны быть соединены, а когда он просто передает напряжение «береговой» сети, то разъединены. Соединение и разъединение N и PE проводников выполняет встроенное в байпасный инвертор реле заземления. Благодаря нему внешние устройства дифференциальной защиты гарантированно предохраняют пользователя от поражения электрическим током.
При одновременной работе инвертора и зарядного устройства, зарядному приходится компенсировать ток, потребляемый инвертором от аккумуляторов. Если мощность зарядного не велика, время зарядки существенно возрастает. Инвертор с байпасом работает параллельно с зарядным устройством и не влияет на продолжительность зарядки аккумуляторов.
Инвертор с зарядным устройством
В инверторах и зарядных используются одинаковые электронные компоненты, поэтому совместить в одном корпусе функции обоих устройств не представляет особого труда. Комбинированная модель имеет очевидные преимущества – ее проще установить, она занимает меньше места и стоит дешевле, чем оба устройства по отдельности.
Accounts
Free Trial
Projects
SSL
Storage
Domains
TBB Power CC2.0L
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/CC2.0L.png)
Инвертор 2000 Вт
Чистый синус
Зарядное устройство 100 А
GEL, AGM, WET, LiFePO4
Power Control, пульт, Bluetooth
Переключатель источников 4 мс
TBB Power CM3.0L
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/CM3.0L-01.png)
Инвертор 3000 Вт
Чистый синус
Зарядное устройство 180 А
GEL, AGM, WET, LiFePO4
Power Assist
Переключатель источников 0 мс
TBB Power CC3.0L
![](https://advanced-power.ru/knowledge/wp-content/uploads/2022/09/CC3.0L.png)
Инвертор 3000 Вт
Чистый синус
Зарядное устройство 150 А
GEL, AGM, WET, LiFePO4
Power Control, пульт, Bluetooth
Переключатель источников 4 мс
Комбинированное устройство состоит из трех основных блоков – автоматического переключателя источника питания, инвертора и зарядного. Когда комби подключают к сети, переключатель изолирует инвертор и подает переменное сетевое напряжение на АС-выход устройства для питания бортового оборудования. Одновременно с этим переменное напряжение выпрямляется и поступает на DC выход для зарядки аккумуляторов. После отсоединения от «береговой» сети зарядка аккумуляторов прекращается, а АС выход переключается на инвертор. Скорость переключения с сети на аккумуляторы занимает несколько миллисекунд, поэтому работающее бортовое оборудование не «замечает» смену источника питания
Ток, потребляемый от сети комби-инвертором, складывается из тока зарядного и тока бортового оборудования. Работающее на полной мощности зарядное потребляет 10-15 Ампер, поэтому комби может легко перегрузить береговую сеть, вызвав срабатывание защиты. Чтобы не допустить этого некоторые модели комбинированных инверторов позволяют ограничивать потребляемый ток с помощью программы настройки
Предположим, пользователь установил ограничение на 16 Ампер, исходя из того, что выходной автоматический выключатель в «береговой» сети имеет такой же номинал. Тогда при потреблении бортовым оборудованием 10 Ампер, зарядное устройство получит не более 6 Ампер. Скорость зарядки аккумуляторов уменьшится, но «береговой» автомат не сработает