Как выбрать автомобильный инвертор

Если во время путешествия на автомобиле вам нужно заряжать аккумуляторы ноутбука и электроинструмента или вы хотите пользоваться кофемашиной и телевизором, то вам не обойтись без инвертора. Современные автомобильные инверторы имеют мощность от 200 Вт до 5 кВт, весят от 2,5 до 20 кг и обладают широким набором дополнительных возможностей. При таком разнообразии выбрать подходящую модель для конкретной задачи не так просто.

Синусоидальный или модифицированный инвертор

Инвертор – это устройство, которое преобразует постоянное напряжение в переменное. Переменное напряжение в стационарной электрической сети изменяется по синусоидальному закону, но форма выходного напряжения инверторов не всегда совпадает с сетевым. Вместо плавной синусоидальной кривой на выходе инвертора может быть прямоугольная волна. В зависимости от формы напряжения все преобразователи постоянного напряжения в переменное делят на две группы – инверторы с чистой и модифицированной синусоидой

Инвертор с модифицированной синусоидой

Переменное напряжение на выходе инвертора получают из постоянного с помощью транзисторов, которые под воздействием управляющих сигналов переключаются между проводящим и запертым состояниями. Поэтому в простейшем инверторе выходное напряжение имеет форму прямоугольных импульсов положительной и отрицательной полярности.

Графики чистой и модифицированных синусоид
Графики чистой и модифицированных синусоид

В инверторе с модифицированной синусоидой выходное напряжения складывается из двух прямоугольных волн, одна из которых задержана по отношению к другой на четверть периода. Полученная результирующая волна, имеет повторяющиеся ступеньки напряжения в нуле, на положительном и на отрицательном пике и больше похоже на синусоиду, чем простая прямоугольная волна. Недорогие бытовые инверторы чаще всего воспроизводят именно модифицированную, а не чистую синусоиду.

Чем больше нагрузка на выходе инвертора с модифицированной синусоидой, тем больший ток он потребляет и тем ниже напряжение аккумуляторной батареи. Поскольку выходное напряжение модифицированных инверторов прямо пропорционально входному, при росте нагрузки его выходное напряжение также будет падать. Чтобы компенсировать падение и сохранить значение среднеквадратичного напряжения на том же уровне придется увеличивать ширину импульса, жертвуя формой волны, которая все больше будет отклоняться от чистой синусоиды.

Схема подключения автомобильного инвертора
Помимо инвертора в автомобиле могут быть установлены AC-DC зарядное устройство для зарядки аккумуляторов от стационарной электрической сети и DC-DC зарядное устройство, для зарядки от генератора автомобильного двигателя. На схеме DC-DC зарядное устройство со встроенным солнечным контроллером

Насколько важна форма напряжения? Многие нагрузки переменного тока являются резистивными. Лампы накаливания, тостеры, фены, чайники не чувствительны к форме напряжения и при его правильном значении будут работать как на постоянном, так и на переменном токе.
Оборудование представленное на схеме



Accounts

Free Trial

Projects

TBB Power DDX1230 

DC-DC зарядное устройство

напряжение 12-12 Вольт

ток зарядки 30 А

TBB Power IH1000 

Инвертор

напряжение 12-220 Вольт

выходная мощность 1000 Вт

TBB Power BS1225

AC-DC зарядное устройство

напряжение 220-12 Вольт

ток зарядки 25 А

С другой стороны, лазерным принтерам, стиральным машинам и сложным кофеваркам нужно чисто синусоидальное напряжение. Не будут нормально работать при модифицированной синусоиде цифровые часы, в которых для вычисления времени микроконтроллер посчитывает сколько раз входное переменное напряжение «пересекает ноль». Поскольку истинная синусоида пересекает ось времени в одной точке, а модифицированная «задерживается» на ней в течение нескольких миллисекунд микроконтроллер может принять эту паузу за несколько пересечений и вычислит время неправильно. Ошибка вызовет сбой работы всего электронного устройства, в котором используются такие часы.

Скорее всего при модифицированной синусоиде будет хуже работать телевизор, в стереосистеме появится гудение, а у асинхронных двигателей упадет КПД. Из-за этого двигатель станет сильнее греться и возможно раньше времени выйдет из строя. Микроволновые печи чувствительны как к максимальному значению напряжения, так и к его форме.  При питании от модифицированного инвертора многие микроволновки начинают хуже работать, когда напряжение аккумулятора падает и еще сильнее искажается форма выходного напряжения инвертора

Некоторые зарядные устройства для ручного электроинструмента нормально работают с модифицированной синусоидой, в то время как другие греются сильнее обычного. То же самое касается устройств дифференциального отключения. Не все из них правильно работают с модифицированными инверторами.

Инверторы с модифицированной синусоидой проще, экономичнее и дешевле, чем модели с синусоидальным напряжением. Поэтому если в автомобиле нет ни одного устройства, для которого изготовитель требует чисто синусоидального напряжения, выбор инвертора зависит от личного предпочтения. Однако разница в стоимости между двумя видами автомобильных инверторов постоянно сокращается, поэтому выбирать модифицированный синус становится все меньше причин.

Высокочастотный или низкочастотный

При преобразования постоянного напряжения в переменное транзистор в низкочастотных инверторах переключаются со скоростью — 50 раз в секунду, что равно частоте переменного напряжения электрической сети — 50 Гц. Трансформатор, работающий на такой частоте, оказывается большим и тяжелым, поэтому больше и тяжелее оказывается и сам инвертер.

Высокочастотные инверторы 



Accounts

Free Trial

Projects

SSL

Storage

Domains

TBB Power IH1500-BYP

Непрерываная мощность 1500 Вт

Байпасный выход

230 VAC

чистый синус

USB выход

403 х 256 х 99 мм

4,6 кг

TBB Power IH1000 

Непрерываная мощность 1000 Вт

-

230 VAC 

чистый синус

USB выход

313 х 187 х 96 мм

2,4 кг

TBB Power IH2000-BYP

Непрерываная мощность 2000 Вт

Байпасный выход

230 VAC 

чистый синус

USB выход

403 х 256 х 99 мм 

4,8 кг

В высокочастотных моделях транзисторы работают на частоте 50 кГц и выше. За счет повышения частоты переключения размеры и вес трансформатора многократно уменьшаются, поэтому инвертор становится легче, компактнее и эффективнее. Однако за это приходится платить.

Максимальная перегрузочная способность высокочастотных инверторов как правило только в два раза превышает непрерывный ток. Причем перегрузку инвертор выдерживает в течении очень короткого промежутка времени, измеряемого несколькими миллисекундами.

Инвертор с байпасом

Инвертор с байпасом подойдет для тех владельцев автодомов, которые для питания бортового оборудования на стоянках планируют подключаться к стационарной электрической сети

Схема работы автомобильного инвертора с байпасным выходом
Схема работы автомобильного инвертора с байпасом

В обычном автомобильном инверторе есть только выход переменного напряжения. В инверторе с байпасом кроме АС выхода имеется и АС вход. Контрольная цепь инвертора отслеживает состояние этого входа и, если обнаруживает на нем напряжение, отключает цепь DC-AC преобразователя от выхода и подключает к выходу АС вход. Таким образом до тех пор, пока автомобиль соединен с «береговой» сетью инвертор не работает и не разряжает аккумуляторы, а на его выход поступает сетевое напряжение.

Бортовая сеть переменного напряжения в автомобиле создается в соответствии с системой заземления TN-S. В этой системе нейтральный и PE проводники соединяются в источнике питания, а сам источник питания заземляется. В автомобиле с байпасным инвертором два попеременно используемых источника питания – стационарная электрическая сеть и инвертор. Когда инвертор работает, N и PE проводники в автомобиле должны быть соединены, а когда он просто передает напряжение «береговой» сети, то разъединены. Соединение и разъединение N и PE проводников выполняет встроенное в байпасный инвертор реле заземления. Благодаря нему внешние устройства дифференциальной защиты гарантированно предохраняют пользователя от поражения электрическим током.

При одновременной работе инвертора и зарядного устройства, зарядному приходится компенсировать ток, потребляемый инвертором от аккумуляторов. Если мощность зарядного не велика, время зарядки существенно возрастает. Инвертор с байпасом работает параллельно с зарядным устройством и не влияет на продолжительность зарядки аккумуляторов.

Инвертор с зарядным устройством

В инверторах и зарядных используются одинаковые электронные компоненты, поэтому совместить в одном корпусе функции обоих устройств не представляет особого труда. Комбинированная модель имеет очевидные преимущества – ее проще установить, она занимает меньше места и стоит дешевле, чем оба устройства по отдельности.



Accounts

Free Trial

Projects

SSL

Storage

Domains

TBB Power CC2.0L

Инвертор 2000 Вт

Чистый синус 

Зарядное устройство 100 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Control, пульт, Bluetooth

Переключатель источников 4 мс

TBB Power CM3.0L

Инвертор 3000 Вт

Чистый синус

Зарядное устройство 180 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Assist

Переключатель источников 0 мс

TBB Power CC3.0L

Инвертор 3000 Вт

Чистый синус

Зарядное устройство 150 А

GEL, AGM, WET, LiFePO4 

Power Control, пульт, Bluetooth

Переключатель источников 4 мс

Комбинированное устройство состоит из трех основных блоков – автоматического переключателя источника питания, инвертора и зарядного. Когда комби подключают к сети, переключатель изолирует инвертор и подает переменное сетевое напряжение на АС-выход устройства для питания бортового оборудования. Одновременно с этим переменное напряжение выпрямляется и поступает на DC выход для зарядки аккумуляторов. После отсоединения от «береговой» сети зарядка аккумуляторов прекращается, а АС выход переключается на инвертор. Скорость переключения с сети на аккумуляторы занимает несколько миллисекунд, поэтому работающее бортовое оборудование не «замечает» смену источника питания

Ток, потребляемый от сети комби-инвертором, складывается из тока зарядного и тока бортового оборудования. Работающее на полной мощности зарядное потребляет 10-15 Ампер, поэтому комби может легко перегрузить береговую сеть, вызвав срабатывание защиты. Чтобы не допустить этого некоторые модели комбинированных инверторов  позволяют ограничивать потребляемый ток с помощью программы настройки

Предположим, пользователь установил ограничение на 16 Ампер, исходя из того, что выходной автоматический выключатель в «береговой» сети имеет такой же номинал. Тогда при потреблении бортовым оборудованием 10 Ампер, зарядное устройство получит не более 6 Ампер. Скорость зарядки аккумуляторов уменьшится, но «береговой» автомат не сработает

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha