DC-DC зарядные устройства

В 12-вольтовых электрических системах многое сбивает с толку. Судя по названию, напряжение в цепи должно быть 12 вольт, однако для заряда аккумуляторов требуется 14.4 вольта. Напряжение полностью заряженных аккумуляторных батарей — 12.8 вольт, тогда как у разряженных на половину — 12.2 вольта.

Путаница увеличивается из-за того, что каждый тип аккумуляторов, заряжают при разном напряжении и разным по силе током, сечение кабелей для подключения оборудования определяют четырьмя разными способами, а новые технологии в этой области появляются практически ежегодно. Поэтому если владелец кемпера или дома на колесах решает модернизировать электрическую систему своего автомобиля, то после изучения противоречивой информацией он часто приходит к выводу, что у него и так все работает нормально.

Аккумуляторы

В автомобилях используются стартовые и тяговые аккумуляторы. Стартовые запускают двигатель, а тяговые служат источником напряжения для электрического оборудования — освещения, холодильника или инвертера.

Аккумуляторные батареи заряжают от генератора во время движения, от сети переменного тока на стоянке или используют дополнительные устройства – солнечные батареи и переносной генератор. Самые распространенные на сегодня аккумуляторные батареи глубокого разряда – это AGM, гелевые, жидко-кислотные и литиевые.

Продолжительность работы аккумулятора под нагрузкой определяется его емкостью. Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах и характеризует его способность выдавать фиксированный ток в течении заданного времени. Например, устройство, потребляющее 5 ампер будет работать от аккумулятора емкостью 100 Ач в течении 20 часов. На практике эксплуатировать тяговый аккумулятор в таком режиме не следует, поскольку полный разряд сокращает срок его службы. Безопасным считается разрядка до 50% (то есть до напряжения 12.2 вольта), а для некоторых AGM моделей до 30%. Это означает, что если вы используете аккумулятор глубокого разряда емкостью 100 Ач, его реальная безопасная емкость – 50-70 Ач.

Зарядка

При зарядке некоторые владельцы кемперов рассчитывают на автомобильный генератор, который отдельным кабелем подключают к тяговым аккумуляторам. Мощности генератора достаточно для заряда аккумуляторов, однако, чем больше заряжается тяговая батарея и чем ближе напряжение на ней приближается к напряжению генератора, тем сильнее уменьшается ток зарядки. По этой причине тяговые аккумуляторы редко заряжаются свыше 70-75 % емкости, даже после целого дня движения на автомобиле. Кроме того, из-за того, что дополнительные батареи часто находятся на конце кабеля длиной 8-10 метров падение напряжения на нем уменьшает уровень заряда еще больше.

Если аккумулятор глубокого разряда емкостью 100 Ач после нескольких дней использования разрядился до 50 Ач, то во время движения его реально зарядить до 70 Ач и доступная на стоянке емкость составит всего 20 Ач (70 Ач-50 Ач минимальная зарядка)

Автомобильные генераторы с переменным напряжением, устанавливаемые на современные автомобили, еще больше усложняют ситуацию, поскольку напряжение на их выходе  колеблется от 12.7 до 14.1 вольт.

Чтобы повысить уровень заряда аккумуляторов необходимо:

  • Проверить контакты во всех электрических соединениях и использовать для подключения тяговых аккумуляторов к генератору только кабель большого сечения (минимум 16 мм2)
  • Установить рядом с тяговыми аккумуляторами зарядное устройство постоянного тока, работающее от генератора

Как правильно заряжать от генератора

DC-DC зарядное устройство – это эффективное интеллектуальное устройство для 12 вольтовой системы. Оно изолирует тяговые аккумуляторы от генератора и заставляет генератор думать, что в цепи появилась еще одна дополнительная нагрузка, такая же как набор ламп освещения или аудиосистема. «Обманутый» генератор выдает максимальный ток, зарядное устройство повышает входящее напряжение до 14.4 вольт (или выше если необходимо) и с помощью микропроцессора превращает его в многоступенчатую кривую зарядки такую же как у зарядного устройства переменного тока. Благодаря этому, DC-DC устройству достаточно нескольких часов движения автомобиля для полной зарядки тяговых аккумуляторов.

Некоторые модели зарядных устройств постоянного тока имеют встроенный солнечный контроллер, который заменяет традиционное устройство зарядки от солнечных панелей. Обычно это MPPT контроллер (контроллер с отслеживанием точки максимальной мощности — maximum power point trackers), повышающий производительность зарядки от солнечных батарей.

Хотя DC-DC зарядные устройства заряжают дополнительные аккумуляторы током большим, чем подключенный напрямую к аккумуляторам генератор, их номинальную мощность выбирают ориентируясь на мощность установленного автомобильного генератора. Типичный ток зарядки для устройств постоянного тока от 25 до 180 А.

BBW 1212 BBW12120 BB1260 AB12130
pro_charge_b-3 bbw1260-6 bbch-ultra-7 ab1280-3
Установка Между тяговым и стартовым аккумулятором Между тяговым и стартовым аккумулятором Между тяговым и стартовым аккумулятором На выход генератора
Максимальный ток, А 25 120 60 130
Ограничение тока да да да
Входное напряжение, В 12 12 12 12
Выходное напряжение, В 12 12 12 12 или 24
Напряжение активации 13,3 13,6 13,6 Встроеный зарядный разделитель
Класс защиты IP68 IP66 IP21
Охлаждение Встроенный вентилятор Встроенный вентилятор 3 Встроеных вентилятора
Автоматическое включение Да Да Да Да
Включение от зажигания(вручную) Да Да Да Да
Количество программ зарядки 5 9 9 9
Собственный профиль зарядки Да
Десульфатация Да Да Да
Температурная компенсация Да Да Да
Компенсация напряжения Да Да Да
Регулировка тока зарядки С пульта Да (установка 50%)
Ночной режим С пульта Да
Дистанционное управление Опция Опция Опция

Кабель решает все

Новинка среди зарядных устройств – система управления аккумуляторами, состоящая из зарядного устройства переменного тока, DC-DC зарядного устройства и MPPT контроллера. В комплект поставки входит дисплей для управления зарядкой и контроля за состоянием аккумуляторов. Хотя система управления достаточно дорога, она упрощает монтаж оборудования и уменьшает количество соединений между различными устройствами

Кабеля сечением не менее 16 мм2 — необходимое условие работы зарядного устройства постоянного тока (имеется ввиду сечение проводника, а не сечение проводника и изоляции). Кабель меньшего сечения обладает большим сопротивлением, падение напряжения заставляет зарядное устройство работать на полную мощность и потреблять от генератора больший ток, который увеличивает тепловые потери. Так продолжается до тех пор, пока не будет достигнута максимальная мощность генератора и энергия.  Вся энергия, рассеиваемая в качестве тепла, теряется напрасно.

Зарядные устройства постоянного тока увеличивают вероятность того, что аккумуляторы прибудут на место стоянки полностью заряженными, уменьшают их повреждение глубоким разрядом и рекомендуются каждого кемпера, дома на колесах или автодома.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по электрооборудованию для катера, яхты, автодома или кемпера

Ваше имя

Ваш e-mail

Сообщение

captcha